Агрессия у ребенка. Что делать?
На сегодняшний день проблема детской агрессии очень актуальна. С ситуациями, где имеет место детская агрессия часто сталкиваются не только психологи и педагогические работники, но и врачи, родители, общество в целом. Число агрессивных детей, увеличивается и на это влияет ряд факторов:
- патологические роды, где с большей вероятностью страдает мозг ребенка.
- неблагоприятное семейное воспитание (алкоголизм родителей, конфликты и ссоры родителей, семьи с одним родителем, недостаток воспитательных навыков и способов воспитания и т.д.);
- небрежное отношение родителей, воспитателей или педагогов к нервно-психическому здоровью детей.
- пропаганда культа насилия во многих СМИ, компьютерных играх и даже мультфильмах.
Агрессия – такая форма поведения, которая направлена на причинение оскорбления или физического вреда другому человеку, не желающему такого обращения.
Агрессивность – это свойство личности, выраженное в склонности к агрессии.
2 вида детской агрессии:
1.Недеструктивная агрессивность, проявляется как способ адаптации в окружающем мире и отстаиванием ребенком своих интересов и прав. Недеструктивная агрессия является также способом удовлетворения желаний.
2.Враждебная деструктивность — такое поведение, при котором есть желание не только нанести боль другому человеку, но и потребность в получении удовольствия от этого.
Дети, имеющие агрессивность в поведении часто плохо контролируют свое поведение, конфликтуют и спорят с детьми, взрослыми, мнительны, сердятся и дерутся, не выполняют просьбы взрослых, обвиняют в своем «плохом» поведении других.
Если на протяжении 6 месяцев у ребенка устойчиво наблюдаются хотя бы 4 признака, описанных выше, то это говорит о наличии агрессивности. И это свойство личности – агрессивность вызывает тревогу как у родителей, так и у специалистов в этой области.
Дошкольники чаще проявляют вербальную (угрозы, обвинения другим детям, в виде жалоб и демонстративного поведения)и физическую (нанесение ущерба вещам или продуктам творческой деятельности других детей, нанесение физической боли) форму агрессии.
Что же делать родителям, если они столкнулись с агрессией у ребенка?
1.В случае, когда агрессия у детей незначительна и неопасна, то можно применять следующие стратегии в поведении:
- игнорирование проявлений агрессивности у детей;
- отражение эмоций («Я понимаю, что ты обижен…»),
- переключение фокуса внимания на какое-то действие — помощь («Ты мог бы мне помочь, пожалуйста, убрать посуду со стола? Мне очень нужна твоя помощь…)»
- позитивное обозначение реакции ребенка на ситуацию («Ты злишься потому, что ты хочешь спать»).
- Уменьшение напряжения ситуации.
Функция родителя в ситуациях столкновения с детской агрессией, как взрослого не обострять её повышением голоса, угрозами, проявлением собственного раздражения, применением физической силы, сравнением ребенка с другими детьми («Сосед Саша не поступает, как ты, а всегда ведет себя хорошо и не дерется»). Важная задача взрослого в этот момент – уменьшить напряжение, сохраняя при этом свое внутреннее состояние от раздражения. - Проговаривание поступка ребенка
Когда появляется агрессивное поведение не стоит анализировать поступок ребенка в этот момент. Это стоит сделать, только после того, как ушло напряжение. Когда ребенок нервничает, бессмысленно ему что-то объяснять. Максимум объективности, показывая возможные последствия агрессии для других людей и в том числе для самого ребенка. - Не оценивать личность ребенка на публике: «Ты плохой», «злой», «драчун» и т.п.
Ребенку сложно понять, что он не прав. Самое неприятное — публичное осуждение. Более корректно будет на публике минимизировать чувство вины («Ты не хотела ее ударить» «Ты очень устал»), однако в разговоре наедине проговорить истину. - Научиться регулировать свои негативные проявления. Умение регулировать свои негативные эмоции не подкрепляет агрессивность ребенка, а дает возможность увидеть, как надо вести себя с людьми, проявляющими агрессию.
Как некий итог, хотела бы обратить внимание на тот факт, что всех детей, проявляющих агрессию, объединяет неумение проявлять внимание и понимание к другим детям.
Важно здесь понять, что помогать детям справляться с агрессией приходится нам, взрослым. Помогать — это не значит отвечать криком на крик, гневом на гнев, агрессией на агрессию. Есть 2 пути: использовать прежние неконструктивные способы воспитания или начать с себя, меняя свой способ реагирования на ситуации с агрессией ребенка, с негативного на позитивный. Однако, часто родителям очень сложно контролировать свое эмоциональное состояние, чтобы помочь справиться с приступом агрессии у ребенка. В таком случае выход можно найти совместно с психологом, безопасно погружаясь в корини проблемы.